В Мелодии переиздали пластинку: «Лютневая музыка XVI–XVII веков» Владимира Вавилова. С нее началась история песни «Город золотой». О ПЛАСТИНКЕ Эта культовая пластинка вышла в 1970 году — с нее началась история песни «Город золотой», которую спел Гребенщиков. А еще это одна из самых известных мистификаций в истории музыки, ведь единственная по-настоящему старинная пьеса на ней — английская народная песня «Зеленые рукава» — все остальные композиции написал сам Вавилов. «ПОД НЕБОМ ГОЛУБЫМ ЕСТЬ ГОРОД ЗОЛОТОЙ»: КАК ПОЯВИЛИСТ СЛОВА ПЕСНИ «Канцона» открывает пластинку, миллионам русскоязычных кинозрителей ее мелодия знакома по фильму Сергея Соловьёва «Асса» (1987), где она звучит в исполнении Бориса Гребенщикова. Под названием «Город» эта песня вошла в альбом «Десять стрел» – последнюю самиздатскую пластинку группы «Аквариум» (1986); в немного другой версии песню на ту же мелодию пела Елена Камбурова – во всех этих случаях авторство музыки не указывалось. В 2003–2004 годах израильский публицист, математик и бард Зеев Гейзель провел фундаментальное расследование. Он вступил в переписку с несколькими авторитетными представителями «гитарного» мира, связался с дочерью Владимира Вавилова и Анри Волохонским – поэтом, который в 1973-м написал стихотворение на музыку, услышанную им на пластинке. Первоначально называвшееся «Рай» и построенное на образах из видения ветхозаветного пророка Иезекииля (Иез. 1:4–28), оно было навеяно атмосферой в студии легендарного художника Бориса Аксельрода, уникальном святилище андеграундной культуры Ленинграда. В 1972 году Аксельрод работал над грандиозным мозаичным панно «Небо», которое предназначалось для Таврического сада – проект остался не осуществленным. На небосводе, изготовленном из рубленой сине-голубой плитки, должны были разместиться звери-созвездия. Аксельрод был не только художником, но и философом, ренессансным «человеком культуры», а еще – апологетом старинной музыки. Так круг иллюзий замкнулся – вымышленная ренессансная канцона стала песней в мифической, исчезнувшей затем мансарде на Фонтанке, где зарождалось ленинградское аутентичное движение, а нарисованные животные населяли так и не завершенное смальтовое небо. ВЛАДИМИР ВАВИЛОВ Советский гитарист, лютнист, аранжировщик и композитор, который до последнего хотел оставаться в тени. Правда о том, что именно он был автором, а не итальянские мастера, раскрылась только после его смерти. Вот, что вспоминала его дочь о том, как появилась эта музыка: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией “Вавилов” никогда не издадут, но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…». ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ЛЮТНИСТ Инструмент, на котором играет Вавилов — не совсем лютня. В СССР их не было, заказать было неоткуда, учиться тоже было не у кого, поэтому ему пришлось практически воссоздавать инструмент и искусство игры на нем. Он изучал картины и гравюры, книги по старинной музыке, самостоятельно искал нужный звук и принципы игры, а потом вместе с гитарными мастерами создал свой инструмент. КТО ИГРАЕТ НА ЗАПИСИ Вавилов записал «открытые» им произведения вместе с ленинградскими музыкантами, которые вместе с ним были влюблены в старинную музыку: с органистом Марком Шахиным, флейтистом из Духового квинтета Ленинградской филармонии — Львом Перепёлкиным, гобоистом Владимиром Курлиным и валторнистом Виталием Буяновским, а поет Надежда Вайнер.

Теги других блогов: история музыка пластинка